Велосипеды чаще используют двух колесные, но встречаются и трёх -, и четырёх -, и даже одноколёсные велосипеды. Велосипед – самое распространенное транспортное средство, работающее под воздействием мускул человека. В мире на сегодняшний день насчитывается более миллиарда велосипедов, и популярен, он стал, благодаря низкой себестоимости, компактности, легкости, достаточной безопасности и не нуждающийся в подзарядке. По мнению опрошенных жителей Великобритании в 2005 году, велосипед признан великим техническим изобретением с 1800 года.
Легенда заключается в следующем: будто бы некий крепостной Артамонов сконструировал велосипед примерно в 1800 году и совершил первый в мире, успешный велопробег из уральского села Верхотурье в Москву (около двух тысяч верст). Этого изобретателя якобы послал его хозяин, владеющий заводом, он то и возжелал удивить самого царя Александра 1 «диковинным изобретением». За самокат Артамонову с его потомством дали полную свободу от крепостной зависимости. А велосипед этот до сих пор находится в краеведческом музее Нижнего Тагила. Позднее уже выяснилось, что велосипед сделан не ранее 1870 года, да и про крепостного Артамонова ничего не найдено в документах.
В 1817 году Северное Полушарие постигла климатическая аномалия, вследствие чего резко снизилось поголовье лошадей. Это то, как раз и послужило отправной точкой к созданию немецким профессором Карлом фон Дрез, двухколесному самокату или как он его величал «машиной для ходьбы». В последствии его называют «дрезиной», в честь создателя. Но, созданный самокат был без педалей и седла, которые добавил в 1839—1840 кузнец Киркпатрик Макмиллан. Год 1845 подарил миру надувные шины, англичанином Р. У. Томсоном, но они оказалась технологически несовершенной. В 1862 году, мастер по имени Пьер Лалман обновил изобретение тем, что педали машины уже можно было крутить, а не толкать как раньше. Затем братьями Оливье была придумана металлическая рама. В связи с множественными изменениями и нововведениями самоката, к середине 70-х годов он все–таки обрел форму и вид, который мы и сегодня называем велосипед. Но, все же запатентован велосипед был в Америке, в ноябре 1866 года на имя Пьера Лалмана.